Трещит автомат под нагрузкой

Треск в выключателе света при включении: распространенные причины и порядок ремонта

Трещит автомат под нагрузкой

При неисправности электропроводки появляется треск в выключателе света при включении. Изредка явление сопровождается искрами. Людям, которые умеют работать с электрооборудованием, будет несложно найти и устранить неисправность.

Основные причины неполадки

Слабые контакты или их окисление могут привести к появлению треска при включении выключателя

Потрескивание может напоминать гудение или жужжание. У поломки бывает несколько причин.

Окисление контактов

Если контакты прибора обрастают нагаром или окисляются, в момент их сближения возникает электрическая дуга. Причина искрения осложняется размером нагара. Когда на замыкающих пластинах образуются отростки, проводка может загореться, т.е., контакты замкнутся.

Ослабевание пластины

Пружинка, которая дожимает контакт в момент включения, слабнет – характерный резкий и четкий щелчок уже не слышится. О неполадке свидетельствует мягкое включение устройства и необходимость надавливания на кнопку для появления света. Опасность состоит в том, что искрит включатель постоянно, вызывая риски возгорания.

Несоответствие мощности ламп контактам

Галогенная лампа или светодиодный источник с большой мощностью создает нагрузку на контакты. Простейший способ решить вопрос – заменить переключатель на соответствующий показателям мощности освещения.

Некачественное выполнение контактов и пластин

Поломка, характерная для бюджетных моделей. Кнопка работает по принципу плавного пуска, что в комплексе с маломощными автоматами провоцирует искрение.

Серьезная неисправность сопровождается искрами, нагреванием и потрескиванием одновременно.

Другие причины неисправности контактов

Высокая влажность провоцирует окисление контактов выключателя

К факторам, провоцирующим искры и трески переключателя, также относятся:

  • высокая влажность – активирует реакцию окисления;
  • неправильное или непрочное соединение жил;
  • повышенная нагрузка на контакты – возникает гудение;
  • постоянные колебания напряжения.

Поломки контактов приведут к выходу из строя бытовой техники.

Признаки неисправности выключателя

Если в момент включения перегорает лампочка, это свидетельствует о неисправности выключателя

Понять, что сломан выключатель, помогут следующие признаки:

  • устройство может вообще не включаться;
  • появляется треск в момент нажатия на клавишу;
  • в момент включения перегорает лампочка;
  • при включении осветительный прибор будет мигать и потрескивать;
  • корпус нагревается, если выключатель долго работает;
  • заклинивает клавиша – ее нужно нажимать несколько раз;
  • освещение не включается.

Большинство проблем возникает из-за неправильного монтажа проводки или самого переключателя.

Разновидности переключателей

Трехклавишный выключатель

Когда при включении трещит либо искрит выключатель, необходимо поставить новое устройство или починить его. Мерцание света, включение с треском может привести к замыканиям линии, пожарам, поломкам бытовой техники. Чтобы правильно отремонтировать аппарат, следует разобраться в его конструкции.

Производители выпускают следующие модификации изделий:

  • С одной, двумя, тремя клавишами. Предназначены для установки в жилом помещении. Чтобы включить устройство, нужно нажать клавишу, замкнув цепь.
  • Кнопочные. Модели, у которых есть светодиодный индикатор. По конструкции не отличаются от стандартных.
  • Диммерные. Позволяют настраивать освещение по усмотрению пользователя – регулируется яркость или интенсивность. Контакты активируются по вращению колесика.
  • Повторные. Устройства, включающие свет по повороту кнопки на корпусе.

В зависимости от типа управления можно подобрать сенсорные аппараты, приборы с таймером, акустические или дистанционные варианты.

В большинстве домов и квартир ставят клавишные выключатели, которые просто починить.

Необходимые инструменты

Необходимые инструменты для ремонта выключателя

Когда в переключателе появилась искра, не обязательно вызывать профессиональных электриков. Несложные поломки можно убрать самостоятельно.

Для работы будут необходимы:

  • индикаторная отвертка – подойдет модель с лампочкой или электронным дисплеем;
  • стандартная отвертка, при помощи которой выкручиваются винты и шурупы;
  • изолента;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • пассатижи;
  • маркер;
  • канцелярский ножик для снятия изоляционного покрытия с кабеля.

Перед началом ремонта нужно узнать конструкцию аппарата. Переключатели выпускаются в пластиковом корпусе, имеют внутренние рабочие узлы и рамку. Она крепится на прибор винтами либо защелками. Основной механизм находится в подрозетнике, фиксируется распорками или винтами.

Для легкости доступа к контактам понадобится убрать с переключателя внешнюю часть.

Алгоритм ремонта

Если коротит выключатель, его можно починить самостоятельно, работая поэтапно:

  1. Обесточивание линии. Отключается автомат в щитке ввода.
  2. Проверка наличия напряжения. Это можно делать, касаясь индикаторной отверткой к розетке в другой комнате.
  3. Демонтаж устройства. Понадобится извлечь переключатель из штробы, снять декоративную накладку. После этого еще раз проверяется напряжение, выкручиваются винты по бокам, достается из подрозетника корпус.
  4. Отсоединение кабелей. Для двухклавишных моделей понадобится пометить маркером вводный провод.
  5. Разборка корпуса и поиск контактов. Контактная группа расположена над пластиковой кнопкой, посаженной на винты.
  6. Устранение поломки. Очищаются контакты или полностью заменяется прибор.
  7. Сборка корпуса в обратном порядке, повторное подключение проводов. Готовый механизм в корпусе возвращается в подрозетник.
  8. Включение автомата в щитке и тестирование переключателя на предмет исправности.

Старый выключатель чинить не стоит – свет будет мигать снова. Лучше поменяйте устройство.

Особенности разборки прибора и чистки контактов

Если коротит диммерный выключатель для линии света при включении, нужно произвести разборку и зачистку контактов. Работы осуществляются так:

  1. Снятие ручки регулировки. Понадобится убрать полукруглые детали или шлицы. Одной рукой придерживают корпус, а второй аккуратно тянут ручку.
  2. Удаление крепежной контргайки или винтов. Работают отверткой, поворачивания ее против направления часовой стрелки.
  3. Снятие пластиковой накладки и рамки.
  4. Ослабление внутреннего крепежа механизма диммера.
  5. Извлечение переключателя из подрозетника.

Контакты имеют вид полусфер. При обнаружении нагара следует зачистить элементы до блеска наждачкой. Если нагар полностью не снимается, контакты зачищаются жалом отвертки.

Перед полной сборкой корпуса лучше посмотреть, плотно ли затянуты жилы.

Порядок починки сенсорных переключателей

Плата сенсорного выключателя

Сенсорные модификации оснащаются пультом и специальными платами с микросхемами управления. Разбирать подобный переключатель стоит после ознакомления с инструкцией производителя.

Ремонт аппарата:

  1. Снятие декоративной накладки.
  2. Визуальный поиск панели с сенсорами, которая находится под пластиной. В зависимости от количества обслуживаемых линий бывает 1-3 элемента.
  3. Поиск чувствительной области на накладке – сенсоры обозначаются кружочками.
  4. Обнаружение светодиодов о положении выключателя (красный – включен, синий – отключен). Под этой панелью расположены узлы, к которым подводятся проводники.
  5. Отсоединение входов и выходов. Требуется снять клипсы, фиксирующие сенсорную панель.
  6. Снятие болтов с корпуса, закрепленного на подрозетнике, осмотр проблемных мест.
  7. Проверка напряжения на отдельных кабелях. Неисправный провод заменяется.
  8. Обратная сборка механизма. Основной блок подсоединяется к питанию, ставится в подрозетник и фиксируется винтами. После этого крепится сенсорная панель и декоративная накладка.

Особенность сенсорного выключателя – прерывание питания при поломках. При перегорании лампочки устройство приводится в состояние выключения. Оно не меняется даже после установки новой лампы. Для включения света нужно прикоснуться к пластине.

Как предотвратить искрение

Чтобы на контактах не образовывалась искра, производители устанавливают дугогасительные камеры, которые охлаждают дугу. Некоторые бренды могут делать напайки из материалов, не подверженных окислению. Ток будет проходить через них. Самостоятельно можно использовать несколько способов.

Искрогасящие цепи

Подходят для быстродействующих устройств, генерирующих искры в момент замыкания. Чаще всего ставят два варианта:

  • Для реле и пускателей сети постоянного тока. Понадобится диод с анодом на отрицательный полюс и катодом – на положительный. На активной части происходит рассеивание энергии (самоиндукция). Диод замкнет контур.
  • Снабберную. Шунтирующая RC-цепь предназначена для рассеивания энергии, накопленной в индуктивности, в момент активного сопротивления сети.

Контакты располагаются близко, поэтому цепь искрогашения снижает нагрузку.

Прижимные пластинки

Способ подходит при искрении контактов пускателя или автомата. Специальный пружинящий механизм обеспечивает плотность соприкосновения контактных площадок. Для подсоединения понадобится в положении замкнутого контакта установить пружинящий механизм, отведя его и опуская обратно. Должен быть слышен щелчок-удар.

Работы производятся в сети без напряжения.

Снятие нагара

Очищать поверхность проводников можно не только мелкой наждачкой. Ластик, деревянная спичка обеспечит гладкость поверхности, устранит риски увеличения переходного сопротивления.

Почему гудит или жужжит автомат в щитке под нагрузкой и что делать?

Трещит автомат под нагрузкой

Очень часто мы сталкиваемся с такой проблемой, как внезапное появление ненормального звука работы от автоматического выключателя в щитовой.

Если небольшое гудение электромагнитного пускателя мало кого удивляет, а некоторые даже считают этот эффект его привычным режимом работы, хотя для новых аппаратов это не так.

То что же делать, когда у вас загудел подобным образом или зажужжал автомат?
Стоит ли его тут же менять, или причина кроется вовсе не в нем, а в электропроводке или подключенной нагрузке? Давайте разбираться подробнее.

Прежде всего запомните, что все автоматы устанавливаемые в щиток при нормальных условиях эксплуатации, никогда не должны издавать никаких звуков.

Если же этот звук появился, то в первую очередь определитесь, на что он больше похож:

От этого во многом и будут зависеть все ваши дальнейшие действия.

Такие звуки появляются, когда автомат находится под напряжением и под нагрузкой. То есть, через него протекает ток. При этом, чем больше эта нагрузка, тем громче может шуметь автомат.

Рассмотрим первую неисправность, а именно гудение. Если ваш автомат при работе издает звук подобно пускателю или контактору, это говорит о его дефекте или браке.

Не ищите здесь повреждений в электропроводке, плохих контактов и т.п. Гудящий автомат однозначно нужно менять.

Хотя это и не говорит о том, что защита у него не будет работать как надо.

Он по прежнему может исправно отключаться и срабатывать при коротких замыканиях. 

Но сколько времени он так проработает – месяц или два, либо сгорит в любой момент, вы никогда не узнаете заранее.

При этом, если в электрощитке он стоит в одном плотном ряду с другими целыми автоматами, его внезапное повреждение или воспламенение, потянет за собой выход из строя всех соседних коммутационных аппаратов.

Поэтому с заменой лучше не тянуть и сразу же купить другой. Не слушайте советов тех, кто рекомендует просто постучать по корпусу автомата каким-нибудь тупым предметом.

Например, обратной стороной отвертки. Якобы после этого звук пропадает.

Заменить автомат не такая уж и сложная работа, а многие это проделывают даже под напряжением. 

Также не пытайтесь самостоятельно его отремонтировать или разобрать. Подобные модульные устройства делаются одноразовыми и не подлежат восстановлению в домашних условиях.

Собираются они вовсе не на винтиках, а на заклепках. Эти заклепки можно только высверлить.

Если вы это сделаете, то внутри увидите следующую картинку.

Единственное, что тут может гудеть – это катушка отключения или эл.магнитный расцепитель, который срабатывает при коротких замыканиях.

Его сердечник постоянно находится в магнитном поле, и если он недостаточно поджат, то действительно будет издавать подобный звук. Под воздействием эл.магнитного поля катушка входит в резонанс и начинает вибрировать.

Некоторые при этом замечают, что при включении других приборов, звук пропадает. Но дело здесь не в приборе, а в изменении нагрузки и плотности индукции. Вслед за ней изменяется и амплитуда вибрации, а следовательно и гул.
Хотя в исключительных случаях, отдельные виды аппаратов действительно могут оказывать на автомат подобный эффект и заставлять его гудеть.

Например, это может быть вызвано подключением в сеть потребителей с импульсной нагрузкой. Такой, как блоки питания компьютеров или светодиодных лент.

Стоит отключить модную светодиодную подсветку и шум исчезает.

Исправить вы этого не сможете, потому как одни автоматы изначально воспринимают такую нагрузку нормально и работают без посторонних шумов. Ну или по крайне мере вы их не слышите.

А другие будут действовать вам на нервы и гудеть как трансформатор.

Не обвиняйте в этом электриков, они здесь не причем. Просто вам попалось бракованное изделие.
Это может быть заводской брак, неизвестные условия транспортировки (падения или удары по корпусу), неправильное хранение (в сырых помещениях), возможная подделка и многое другое.

Поэтому покупая даже известные бренды (ABB, Hager, Schneider, Legrand), а не дешевые ИЕК или TDM, вы все равно можете нарваться на неприятность.

Спасает от этого только предустановочные испытания и прогрузка автоматов длительным первичным током. Но 99,9% пользователей этого никогда не делают.

Со звуком в виде жужжания уже немного посложнее. Если вы услышали из своей щитовой именно жужжание, а не глухой гул, срочно ищите причину, иначе дойдет до беды.

Такой звук провоцирует небольшая электрическая дуга, возникающая при плохом контакте. Этот шум может то появляться, то исчезать.

Ваша первостепенная задача, определить конкретное место появления этого очага искрения, путем поочередного отключения всех автоматов в ряду. Нагрузку при этом из розеток не выключайте, иначе треск может пропасть.

Когда нашли виновника, внимательно осмотрите его контакты. В отличие от первого случая (гудение), сам модульный автомат или его внутренние компоненты здесь могут быть не причем.

Как правило, виноватым оказывается недостаточно хороший контакт в месте подключения жил кабеля к клемме.

А что делать, если все контакты вы осмотрели, а видимых следов искрения или подгорания так и не нашли? В этом случае отключите напряжение во всей щитовой, отщелкнув вводной выключатель нагрузки. 

Далее подтяните отверткой винтовые зажимы всех коммутационных аппаратов в щитке.

Если у вас есть специальная изолированная отвертка электрика, то сделать это можно и без полного погашения электроэнергии.

После этого включите всю нагрузку заново. Если звук так и не исчез, тогда уже меняйте виновный автомат.

Нельзя оставлять все как есть, даже если видимых следов плавления не заметно. Не забывайте, что чаще всего источником пожара в квартире и доме является электрощитовая. А начинается все с маленького автомата.

Именно в щитовой сконцентрирована вся нагрузка и наиболее плотно расположены все аппараты и провода коммутации.

Стоит возникнуть открытой электрической дуге, и она тут же перенесется на все соседние элементы.

Кстати, если от искрения в розетках уже и появилась хоть и не совсем совершенная, но более менее работающая защита, в виде УЗМ-51МД или УЗИС, то вот сама щитовая от этого практически никак не защищена. 

Следует заметить, что работу по перетяжке всех контактов, необходимо проделывать в обязательном порядке хотя бы один раз в год. Даже если у вас ничего не жужжит и не искрит.

Тем более не известно, с каким усилием их затягивали.

Может быть и не дотянули малозаметный 0,1 ньютон метр. А он впоследствии и сыграл свою роль.

Поэтому ежегодная ревизия дает гарантию безопасной и надежной работы всех защитных аппаратов в щитовой. От автоматов, до УЗО и различных реле.
Также нагрев контактов еще в начальной стадии, легко выявляется при помощи недорогих пирометров. 

Визуально место нагрева можно и не заметить. Первоначально небольшое темное пятнышко образуется именно на корпусе сбоку.

Если ваш автомат стоит в середине целой сборки, то вы его точно пропустите.

А стоит “прозевать” этот момент, и уже на клемме появляются следы подгорания и оплавления. При этом из-за защитного кожуха, внешней дверцы на эл.щитке или неккоректно установленной пломбы, вы их и не увидите, пока не появится явный запах.

Автоматы с такими подплавленными контактами также идут под замену. Чаще всего это возникает при подсоединении алюминиевых жил.

Например, при подключении к вводному автомату провода СИП. 

Еще такой плохой контакт может образоваться при подключении к одному разъему нескольких жил разного сечения.

Это уже будет “косяк” и вина электрика, а не производителя автоматов. Еще одна распространенная ошибка – зажатие в клемме проводов вместе с изоляцией.

Вы этого не заметите, пока не ослабите зажим и не вытащите жилу. Все это постепенно ведет к нагреву.

Как правило, появлению звуков жужжания, может предшествовать образование посторонних запахов. Так что в том, чтобы периодически“нюхать” свою щитовую, нет ничего зазорного.

Если запах появился, это свидетельствует о начале процесса разрушения и плавления пластикового корпуса защитного аппарата.

В этом случае нужно немедленно обесточить всю квартиру и найти дефект. Зачастую вместе с автоматом приходится менять и подгоревшие провода.

С такой оплавленной изоляцией подключать проводку к новому аппарату уже нельзя.

Основные неисправности автоматов и причины их возникновения

Трещит автомат под нагрузкой
Современные автоматические выключатели не предназначены для ремонта потому что поставляются в неразборном корпусе.

Производитель предполагает их замену, в то же время автоматы типа АП отечественного производства предполагали не только разборку, а регулировку, при определенной сноровке вы могли собрать из нескольких неисправных один вполне рабочий.

Из статьи вы узнаете, какие бывают неисправности автоматических выключателей и способы их устранения. Рассматриваемые автоматы используют в электрических цепях напряжением до 1000 В, для защиты стояков и питающих линий.

Как устроен аппарат защиты

Чтобы разобраться в причинах всех неисправностей, нужно рассмотреть устройство автомата. Он состоит из пары силовых контактов, теплового разъединителя и электромагнитного разъединителя.

Тепловой разъединитель срабатывает медленно, при незначительном (до 2 и более раз в зависимости от время-токовой характеристики конкретного автоматического выключателя) превышении номинального тока.

Электромагнитный — при коротком замыкании или превышении тока в несколько раз, срабатывает за доли секунды.

С первого взгляда может показаться, что ломаться здесь нечему, но давайте рассмотрим каждую из упомянутых неисправностей отдельно.

Основные проблемы у автоматов

У автомата всего лишь три основных неисправности:

  1. Выбивает.
  2. Не выключается.
  3. Не взводится.

Автомат выбивает — это значит что у вас либо внезапно, без явных на то причин, исчезает напряжение, либо при включении нагрузки в одну из цепей происходит отключение питающей сети. Не включаться автомат также может по разному:

  • При взведении рычага он сразу же опускается вниз, напряжение появляется кратковременно или не появляется вообще.
  • Рычаг заклинил и совсем не взводится и не работает.
  • Если вы услышали запах гари или от автоматического выключателя отгорели провода, его нужно отключить прежде чем приступать к ремонту, но рычаг просто не сдвигается с места, как описано в предыдущем пункте, только во включенном положении.

Автомат выбивает без видимых причин

Периодическое выбивание автоматического выключателя связано с работой теплового разъединителя или скачками напряжения в питающей электросети.

С последней причиной вы ничего не можете поделать, разве что поставить по входу до автомата стабилизатор напряжения, но это дорого.

А вот выключение по тепловому разъединителю связано с длительным, но незначительным по величине превышением номинального тока.

Чаще всего это не является неисправностью автоматического выключателя, а скорее неправильное его использование. В первую очередь следует узнать, на какой ток он рассчитан, это написано на лицевой панели.

Затем посчитать суммарный потребляемый ток электроприборами, которые через него запитаны.

Если ток не указан на приборах, на них должна фигурировать потребляемая мощность, в таком случае разделите количество Вт на 220 В, тогда вы узнаете количество Ампер через автомат.

Если полученный результат превышает номинал автомата — он будет размыкаться. Если автомат гудит или трещит — это признак его перегрузки.

Решение: Снизить потребление питаемой линии, включать мощные приборы по очереди.

Если же номинал автоматического выключателя подобран правильно, дело в другом.

Тепловой разъединитель на то и тепловой, чтобы размыкаться при перегреве, а источником тепла могут стать подгоревшие силовые контакты (как на фото ниже) или не затянутые в клеммниках провода.

И то и другое приводит к повышению контактного сопротивления, и нагреву, так как корпус закрыт, теплу деваться некуда, пластина тепловой защиты постепенно нагревается, со временем она разомкнется.

Решение: Проверить затяжку провода, извлечь, при необходимости зачистить их от окислений и нагара, а затем затянуть по новой.

Контакты без разборки автомата не почистить, эту неисправность лучше не “лечить”, а заменить автоматический выключатель.

Чтобы его разобрать можно высверлить заклепки и раскрыть корпус, но вы рискуете его не собрать или собрать с ошибками, с перекосом и механическими дефектами, что затруднит корректную работу.

Перегрев может получится и от находящихся рядом с АВ источниками тепла в самом щитке. Проверьте рукой температуры окружающих приборов, возможно греется что-то рядом.

Срабатывание при включении нагрузки

Если неисправность возникает при включении какой-то из цепей, например света — неисправность наверняка в светильнике или проводке, ведущей к нему. Из-за нарушения целостности изоляции кабеля или соединений возникло короткое замыкание.

Решение: Диагностика и ремонт заключается в отключении основного кабеля линии и замещении его временным, если помогла — значит вам предстоит ревизия и ремонт проводки.

Моментальное отключение автомата связано с работой электромагнитной защиты. Он не фиксируется во включенном положении из-за внутренних проблем с той же электромагнитной защитой.

Проверить исправность автомата можно, заменив его заведомо исправным, с тем же номинальным током и чувствительностью — если все заработало исправно, причина именно в нем.

 Если автоматический выключатель не взводится без напряжения, при этом КЗ отсутствует — нужна его замена.

Автоматический выключатель не включается

Если вы поднимаете рычаг вверх, но автоматический выключатель не включается, и рычаг моментально падает вниз — виной этому либо механический износ узлов автомата, либо наличие КЗ.

Проверить это можно, прозвонив питающую фазу на ноль низкоомной прозвонкой, например, контрольной лампочкой, либо омметром.

Высокоомная прозвонка (например светодиодная контролька) может ввести вас в заблуждение и цепь может звониться через нагрузку (лампочки, ТЭНы или электродвигатели). Если цепь замкнута — значит имеет место пробой изоляции кабелей.

Решение: Устранение неисправности производить заменой кабеля или восстановлением изоляции. Если КЗ нет, то замена автомата.

Рычаг заклинил

Другое дело, когда вы не можете сдвинуть с нижнего положения рычаг автомата, значит механизм привода контактов заклинило. Эта неисправность может случиться при отключении под нагрузкой, если возникла сильная дуга и ее брызги заклинили подвижный контакт, а вернее его узлы или он впаялся в корпус.

Решение: Взяться за рычажок поближе к основанию и сильно, но плавно поднимать вверх, при этом возникает вероятность отломать его.

В дальнейшем вы не сможете пользоваться таким автоматом. Еще вероятно заклинивание в дальнейшем, тогда автомат следует заменить.

Вероятность успеха в этой процедуре 50%, на практике часто отламывается рычаг, особенно если это происходит на морозе.

Автомат не отключается при КЗ

Причины отсутствия реакции на КЗ может быть две. Первая — залипли контакты. Из-за нагрева и образовании дуг при размыканиях контакты прилипли друг к другу. Вторая — заклинил механизм электромагнитного разъединителя.

Решение: Если автомат не срабатывает при коротких замыканиях — попробовать с усилием разорвать контакты, если не получилось, то заменить автомат.

Как продлить жизнь автоматическому выключателю

Запомните два совета:

  • Не перегружайте защищаемую линию током выше номинального.
  • Не выключайте автомат под нагрузкой.

Если с первым советом всё понятно, то второй немного сложнее. Когда через контакты протекает ток и вы собираетесь их разъединить возникает дуга. Это происходит по причине истинности законов коммутации: “Ток в индуктивности не может прекратится моментально”.

Даже если нагрузка активная, например обогреватель, кабеля имеют свою паразитную индуктивность. Еще более опасно размыкать автоматический выключатель, если к нему подключена нагрузка типа электродвигателей или осветительных сетей с большим количеством дросселей (ДРЛ, ДНат, ЛЛ) — индуктивность еще большая, дуга тоже. Отсюда дефекты контактов, их обугливание, ускоренный износ и залипание.

Мы ознакомились с тем, какой дефект чем вызван. Автоматические выключатели служат довольно долго, если работают в пределах номинальных условий.

Ремонту современные автоматы не подлежат, поэтому мы не рекомендуем разбирать их, лучше замените, на качественный аналог, например Moeller или ABB.

Для бытовых приборов и активной нагрузки используйте автоматы с буквой B, для подключения нагрузки со значительными пусковыми токами (двигателя) лучше подойдут аппараты с буквой D, а цифра после буквы обозначает величину допустимого тока.

Не допускайте подключения окисленных проводов и всегда затягивайте клеммы. Придерживаясь данных советов, неисправности автоматических выключателей буду возникать гораздо реже, и вам не придется беспокоиться за безопасность эксплуатации проводки в квартире либо доме.

Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:

Наверняка вы не знаете:

Почему выбивает автомат: ищем причины и устраняем их

Трещит автомат под нагрузкой

Автоматы предназначены для защиты от перегрузки. Иногда, могут сложиться непредвиденные ситуации, которые приводят к тому, что автомат просто «выбивает», он не «взводится» или «не включается».

Причин для выбивания и отключения может быть много:

  • Короткое замыкание;
  • неисправность бытовой техники;
  • перегрузка сети;
  • бракованный автомат;
  • неправильное подключение.

Но можно и не быть специалистом, чтобы понять, из-за чего возникла проблема.

Устройство автомата

Чтобы понимать что делать, нужно знать несколько моментов об устройстве автомата.

Автомат состоит из:

  • Дугогасительной камеры (гасит возникающую электрическую дугу на контактах);
  • Пары силовых контактов;
  • Электромагнитного разъединителя (срабатывает на короткое замыкание);
  • Теплового разъединителя. Срабатывает на превышение номинального тока. У каждой модели есть свой номинальный ток — 6,10,16, 25 (А) и тд). Это нужно учитывать что бы избежать перегрузки;
  • Рычага, соединительных устройств, контактной схемы.

Самостоятельно определяем и устраняем неисправность

Если автомат «выбило» при включении сразу нескольких бытовых приборов — электроплиты, стиральной машины, пылесоса, электрического чайника, бойлера и других — дело в тепловом разъединителе либо в скачке напряжения. При этом автомат отключается, чтобы защитить сеть. Нужно знать, какова мощность подключенных электроприборов в вашем доме.

Прислушайтесь — если автомат характерно шумит и трещит — это признак его перегрузки. В этом случае необходимо включать бытовые приборы по очереди.

Не помогает — смотрим на автомат, и если там обнаружены подгоревшие провода — значит, дело в тепловом разъединителе, который от перегрева силовых контактов (почистить их нельзя) или незатянутых проводов в клеммниках (их можно почистить и подтянуть) вышел из строя.

Производители в основном, делают их неразборными, и только некоторые предусматривают возможность их разборки и регулировки. Поэтому придётся покупать новый АВ.

При нарушении целостности проводки, может возникнуть короткое замыкание, а также при механическом износе рычаг АВ не поднимается вверх. Проверяем питающую фазу нозкоомной прозвонкой в виде контрольной лампочки. Если цепь окажется замкнутой — дело в неисправности кабеля, который можно заменить.

Иногда, рычаг может заклинить, и он не будет подниматься вверх из- за отключения под нагрузкой. В этом случае его нужно плавным но сильным движением потянуть вверх. Он может отломиться, и тогда необходима замена АВ.

Чтобы исключить вариант КЗ, необходимо проверить проводку. Это нужный шаг, который может показать истинную причину беды — проверяем подключение жил на клеммниках у всех розеток и выключателей, а так же не забываем про люстры. Все болтающиеся провода следует подтянуть и проверить их целостность.

В стенах КЗ определить может только специалист, либо на коротком участке (до 3 метров) это можно сделать при помощи мегаомметра (мультиметра). Снимаем розетку, разъединяем жилы, и подключаемся одним проводом к фазе, а другим к нулю.

При значении ноль — всё в порядке, если есть цифры — контакты соприкасаются друг с другом.

Иногда можно услышать потрескивание, и почувствовать запах гари — тут не должно быть сомнений. Зачастую решается эта проблема кардинально, сменой электропроводки с заменой всех обгоревших розеток.

Если автомат перестал срабатывать на КЗ, то дело в контактах, которые могли залипнуть из-за нагрева. Нужно либо менять автомат, либо попробовать разорвать их.

Иногда автомат может сработать только на работу какого то бытового прибора. К примеру при работе водонагревателя или стиральной машины, его начинает «выбивать». Используем метод исключения.

После этого осматриваем розетку, и если там будут оплавленные контакты, значит, КЗ произошло внутри техники. Далее проверяем проводку мультиметром, и если там всё в порядке, то причина в неисправной технике.

 А точнее, может быть замыкание в питающем шнуре, ТЭНа на корпус, обмотках электродвигателя.

Также есть вариант обрыва ТЭНа, или проблеме в сетевом фильтре. Чтобы исключить большинство вариантов, следует отсоединить питающие провода от ТЭНа и заизолировать их. После включить машинку, и если она будет работать, а автомат не выключится, то проблема в ТЭНе, и можно смело его менять.

Если в щитке есть вводной и групповые автоматы, и выбивает автомат как раз на вводе, то необходимо проверить сборку щитка. В зависимости от того, какой автомат отключается, можно понять направление проблемы — например, группа освещения и розеток.

Как избежать поломки автомата

  1. Перегрузка сети — самая распространённая проблема. Следите за номинальным током, и подключаемой техникой, и при необходимости, замените 16(А) автомат на 25 (А).
  2. Не стоит выключать автомат под нагрузкой. Именно в этом случае происходит обугливание и обгорание проводов.
  3. Покупайте качественные модели.

    Сейчас на рынке лидируют такие производители как АВВ, Legrand, Schneider Electric, HagerSchrack Technick, EatonGeneral ElectricETI.

  4. Всегда помните, что качество проводки во многом зависит от качества монтажа.

Мне нравится!0 Мне не нравится!0

Напряжение с блока питания компьютера, как взять 12 вольт

50 вещей, о которых мы жалеем после ремонта

Гудит АКПП на скорости: основные причины

Трещит автомат под нагрузкой

Начнем с того, что одной из самых распространенных проблем, связанных с трансмиссией, является шум КПП или гул коробки передач. Данная проблема хорошо известна многим владельцам автомобилей с МКПП, при этом достаточно часто транспортное средство с гудящей коробкой вполне пригодно для дальнейшего использования.

Другими словами, если гудит механическая коробка передач, однако сам агрегат нормально работает, КПП зачастую еще достаточно долго эксплуатируют без ремонта. Что касается автоматических коробок различных видов и типов, в этом случае появление гула и шума АКПП является более серьезной проблемой.

Далее мы рассмотрим, почему АКПП шумит или гудит, по каким причинам гул АКПП появляется на скорости, во время переключения передач и т.д., а также что делать владельцу в подобной ситуации.

Шум АКПП или гул коробки автомат: причины

Итак, во время эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач владелец должен в обязательном порядке фиксировать все сбои и нарушения, которые могут возникать во время работы трансмиссии данного типа. Исправная коробка автомат в норме не должна издавать посторонних шумов, стуков, гула, вибраций, скрежета и т.д.

Если же АКПП шумит, следует как можно скорее заняться выяснением причины. Дело в том, что автомат является менее надежным и  конструктивно намного более сложным агрегатом по сравнению с обычными МКПП. Также автоматические трансмиссии хуже приспособлены к нагрузкам, более чувствительны к качеству смазки и т.д.

Вполне очевидно, что неисправности и сбои в работе могут стать причиной серьезных поломок или полного выхода АКПП из строя. При этом ремонт АКПП также является дорогим. Естественно, появление посторонних звуков во время работы автоматической коробки является тревожным симптомом, причем такие признаки нельзя какое-то время просто игнорировать (подобно аналогичным проблемам с МКПП).

Также в ряде случаев при появлении шумов, гула или стуков в коробке-автомат нужно сразу прекратить эксплуатацию ТС. Это значит, что продолжать движение своим ходом не рекомендуется. Чтобы точнее определить, в чем причина и как действовать дальше, нужно сначала прислушаться к тому, как работает трансмиссия автомобиля. Прослушивать коробку нужно как на холостых, так и на ходу.

Как выявить неисправности АКПП по звуку

Возможность диагностировать агрегат по звукам распространяется не только двигатель, но и на коробку, а также другие узлы транспортного средства. Автомат также не является исключением. Такой подход позволяет быстро выделить подозрительные шумы АКПП в случае неисправностей и в ряде случаев локализовать поломку.

На начальном этапе нужно убедиться, что гудит именно  коробка автомат. Для этого следует проверить помпу, качество работы системы охлаждения ДВС, оценить работу двигателя, генератора, проверить ремни ГРМ или цепь, ГУР, элементы рулевого управления, подшипники и т.д.

Если же шум точно исходит от АКПП, нужно обратить внимание на его периодичность, тональность и громкость. Следует оценить работу коробки в движении под нагрузкой в разных режимах, также включить и проехать на задней передаче, послушать, как работает коробка автомат на холостых.

Во время работы АКПП может быть слышен вой, жужжание, треск, скрежет, гул и т.д. Могут также прослушиваться металлические удары большей или меньшей степени интенсивности, звуки трения поверхностей. Исходя из характера и особенностей шумов АКПП, можно определить характер неисправности.

Например, во время торможения можно услышать громкий звук, похожий на вой. Такой шум связан с гидротрансформатором и зачастую не является серьезной проблемой в том случае, если появляется кратковременно. Если же коробка автомат воет постоянно, причем тональность меняется в зависимости от частоты вращения двигателя, тогда это может указывать на следующие проблемы АКПП:

  • возможен износ шестерен маслонасоса АКПП;
  • недостаточный уровень масла АКПП;
  • трансмиссионное масло пришло в негодность;
  • нарушение герметичности, воздух попадает в маслонасос;
  • нарушено зацепление зубчатых колес маслонасоса;

Также в отдельных случаях АКПП жужжит. При этом интенсивность такого звука напрямую зависит от частоты вращения выходного вала. Подобные шумы возникают как результат усиленной вибрации, а также колебаний клапана линейного давления (клапан-регулятор). Чтобы избавиться от проблемы, зачастую достаточно выполнить замену сальников, манжет и других  уплотнительных элементов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему пинается и толкается АКПП. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым возникают пинки и толчки коробки-автомат, автоматическая коробка дергается на ходу, при переключении скоростей, режимов и т.д.

Нередко в коробке автомат прослушивается дребезжание, особенно когда двигатель работает на низких оборотах. В этом случае нужна диагностика ГДТ на работоспособность. Среди возможных неполадок можно выделить повреждения лопастей гидронасоса, проблемы с турбинным колесом, нарушения в работе демпферных пружин.

Частые вибрации и дребезжание во время езды появляются в результате повреждений маховика двигателя, к которому и крепится гидротрансформатор. При этом характерным признаком является то, что вибрации кратковременно исчезают в том случае, если селектор перевести из режима «D» в «P» или «N».

Еще при работе на холостом ходу можно услышать лязг металла в области АКПП. Часто причиной становятся прокладки фрикционов (фрикционных дисков) муфт сцепления, которые достаточно изношены. Для устранения такого лязга АКПП нужно менять фрикционы пакетами. Данная операция предполагает снятие АКПП.

Также нередко в коробке можно услышать гул и скрежет в области дифференциала. Часто этот шум ошибочно принимают за гул ступичного подшипника. Если гудит дифференциал АКПП, это может указывать на то, что изношены зубья шестерен, подшипники и другие элементы механизма.

При этом решать проблему нужно незамедлительно, так как вероятно заклинивание элементов дифференциала, возникают люфты сателлита, усиливается износ и т.п. Параллельно может возникать шум в АКПП при включении передачи, когда водитель переходит из одного режима работы автомата в другой. Чаще всего причиной является износ или поломка элементов задействованных передач в рядах планетарного механизма.

Если шумы изменяются (становятся громче, меняется высота тона) при переводе селектора АКПП в режим R (задний ход), зачастую это говорит о том, что имеются проблемы с упорными подшипниками (вкладышами).

Присадка в КПП от шума

Как видно, можно дать утвердительный ответ на вопрос, может ли гудеть АКПП.

При этом, как и в любом другом агрегате, шум в коробке автомат может появляться по разным причинам (износ, неисправности, потеря свойств трансмиссионного масла ATF и т.д.).

Также распространена ситуация, когда после замены масла в АКПП появился шум. Часто это связано с тем, что используются неподходящие масла, допущены ошибки при замене и т.п.

Часто владельцы отмечают, что шум в АКПП возникает на нейтрали и парковке, в отдельных случаях шум в АКПП при включении передачи появляется на стоящей машине или в движении. Бывает и так, что проблема проявляется только при определенных условиях и режимах (например, шум в АКПП при включении задней передачи или вой АКПП при разгоне).
В любом случае, проблему нужно решать. При этом в случае с МКПП, в отличие от автомата, определить причину неисправности проще, а также устранить полому. Если гудит выжимной подшипник ВАЗ 2114, шум в КПП при выжиме сцепления пропадает, замечен вой коробки передач Лада Гранта, как устранить неполадку и избавиться от шумов и воя знают специалисты любого автосервиса.

Более того, список «детских» болезней позволяет быстро выяснить, почему гудит коробка передач на Лада Гранта или другом автомобиле с механической коробкой. При этом диагностика МКПП на деле не занимает много времени. Сам ремонт также часто ограничивается заменой масла и заменой сцепления МКПП или, в худшем случае, переборкой коробки с заменой изношенных деталей. 

  • Если же речь заходит об АКПП, причем как на отечественных, так и на иностранных авто, все намного сложнее. Часто владельцы спрашивают, почему гудит коробка передач на Лада Гранта АКПП, воет автомат на Nissan, Lexus, Audi или BMW. Так вот, в данном случае диагностировать причину сложно и дорого. Именно по этой причине достаточно часто владельцы машин с АКПП или «механикой» начинают смотреть в сторону присадок.   

Как известно, присадка в МКПП для снижения шума или добавки в трансмиссионное масло коробки автомат в отдельных случаях позволяют снизить или полностью устранить появление посторонних звуков. На практике, производители подобных составов обещают нормализацию работы агрегата, увеличение срока службы, более мягкую и плавную работу АКПП и т.п.

На рынке существует большое количество продуктов разных производителей, при этом отдельно среди присадок для АКПП можно отдельно выделить Ликви Моли (Liqui Moly) и Xado (Хадо). В первом случае достаточно популярной является присадка Liqui Moly ATF Additive.

Данная присадка в АКПП положительно воздействует на масло, замедляет его старение и окисление, а также позволяет восстановить эластичность резиновых и пластиковых уплотнителей. Такое свойство обеспечивает возможность прекратить течи масла через сальники, прокладки и уплотнители.

Параллельно происходит интенсивная очистка каналов гидроблока, на деталях формируется защитная пленка, что улучшает работу коробки, уменьшает шумы и устраняет посторонние звуки. Как заверяет производитель, ATF Additive увеличивает срок службы АКПП.

Данную присадку моно смешивать с любыми жидкостями ATF, так как в составе нет добавок, которые могут привести к потере свойств базово масла или привести к разбуханию резины. Фактически, присадка имеет те же компоненты, что и масло, только в большой концентрации. Влияния на коэффициент трения состав не оказывает, то есть отсутствуют риски проскальзывания фрикционов и т.д.

  • Также можно выделить ревитализант ХАDO (гель-ревитализант EX120) для АКПП. Данное решение защищает коробку от износа, а также является средством частичного (восстановительного) ремонта. Как утверждает изготовитель, присадка АКПП Хадо защищает поверхности и восстанавливает трущиеся детали, что позволяет избавиться от шумов.

На поверхностях формируется особое металлокерамическое покрытие, восстанавливается геометрия деталей. Сам ревитализант можно применять во всех типах автоматических трансмиссий, добавлять в любое масло, так как присадка не вступает в химические реакции, не вызывает изменения вязкостных и фрикционных, а также других физико-химических свойств ATF.

Что в итоге

Как видно, шум АКПП часто является  признаком неисправности, а не естественного износа агрегата.  При этом гул в автоматической коробке передач является основанием для прекращения эксплуатации ТС и проведения углубленной диагностики.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему АКПП не переключает передачи. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым коробка-автомат не переключает скорости, почему скорости на АКПП не включаются, пропадают отдельные режимы и т.д.

Нужно понимать, что в норме АКПП не должна гудеть или шуметь, допускается только однотонное звучание, которое при этом является равномерным. Если же на фоне нормального звука работающего агрегата стали прослушиваться посторонние шумы, это говорит о проблемах со смазкой или неисправностях деталей АКПП.

При этом практически единственным способом решения проблемы своими руками для большинства автовладельцев является попытка избавиться от шума путем замены масла АКПП и фильтров АКПП, а также очистки гидроблока, промывки клапанов,  регуляторов давления и т.д. Если же решение заменить трансмиссионную жидкость в коробке-автомат не дало результатов, тогда коробка нуждается в профессиональной диагностике, разборке, дефектовке и последующем ремонте.

Напоследок отметим, что привычка прислушиваться к звукам и шумам трансмиссии, двигателя и других агрегатов позволяет вывить неполадки на начальной стадии при первом появлении тех или иных признаков. В случае с АКПП это позволяет избежать серьезных проблем и значительно сэкономить средства, необходимые на ремонт автоматической коробки передач. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.