Реле тока РТ 40 принцип работы
Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН, от 01 февраля 1979 года
УТВЕРЖДЕНА заместителемначальника Главтехуправления К.М.Антиповым 1 февраля 1979 г.
Инструкция предназначенадля персонала электростанций, электрических сетей и наладочныхорганизаций, занимающихся обслуживанием, монтажом и наладкой релемаксимального (минимального) тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН,РН.
ВИнструкции рассматриваются принцип действия реле, их конструкция,приводятся основные технические характеристики различныхмодификаций, указываются последовательность, объем и методикапроверки и регулировки реле.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Инструкцияраспространяется на реле максимального (минимального) тока инапряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН (ГОСТы 3698-65 и 3699-65),монтируемые на вертикальной плоскости в стационарных устройствахрелейной защиты и электроавтоматики, реагирующие на изменение токаили напряжения и воздействующие на электрические цепи включающих,отключающих или сигнальных устройств.
Реле серий ЭТ и ЭН снятыс производства, взамен их выпускаются реле РТ и РН. Обе серии имеютобщий принцип действия, а различаются они формой магнитопровода ирасположением поворотного якоря относительно магнитной системы. Этопозволяет разработать общую инструкцию на обе серии.
Данная Инструкцияустанавливает методику и последовательность регулировки и наладкиреле, а также объем различных видов технического обслуживания иявляется руководящим материалом для работников служб релейнойзащиты, электроавтоматики, измерений (РЗАИ).
ВИнструкции кратко освещен принцип действия реле и дан анализосновных факторов, влияющих на их надежную работу. Описаныконструкции различных модификаций реле и приведены техническиехарактеристики как выпускаемых, так и снятых с производства, нонаходящихся в эксплуатации реле.
Инструкция нераспространяется на реле специального назначения (например, РТ-80;РТ-90; дифференциальные РНТ и т.п.).
При производстве работ,кроме данной Инструкции, следует руководствоваться [Л.1-3].
1.1.Требования к качеству
1.1.1. Реле ЭН-520 должныудовлетворять требованиям ГОСТ 3699-47; ЭТ-520 – ГОСТ 3698-47; РН -ГОСТ 3699-65; РТ – ГОСТ 3698-65. Отдельные серии или типы реле,поставляемые по соглашению с заказчиком, должны удовлетворятьтребованиям технических условий, утвержденных на них вустановленном порядке (например, реле ЭН-524/М удовлетворяет ТУЭОВВ 523.037-57).
1.1.2. В документации напервые серии реле некоторые эксплуатационные и техническиехарактеристики были не оговорены; эти реле должны удовлетворятьтребованиям последних стандартов.
1.2.Условия эксплуатации
1.2.1. Реле пригодны дляработы в стационарных установках в следующих условиях:
а) при установке навертикальной плоскости;
б) при установке навысоте до 1000 м над уровнем моря;
в) при температуреокружающего воздуха от -20 до +40 °С в общепромышленном исполнениии от -10 до +45 °С в тропическом исполнении;
г) при относительнойвлажности воздуха не более 80% в общепромышленном исполнении и неболее 95% в тропическом исполнении.
Реле не пригодны дляработы:
а) в условиях вибрации итряски;
б) во взрывоопаснойсреде;
в) в среде, насыщеннойпылью (мучной, угольной, древесной, абразивной);
г) в среде, насыщеннойводяными парами, и в местах, не защищенных от попадания воды;д) в среде, содержащейактивные химические газы и пары, разрушающие металлы иизоляцию.
1.3.Маркировка
1.3.1. На шкале уставокдолжны быть отчетливо указаны:
а) товарный знакпредприятия-изготовителя;
б) наименование и типреле.
Число, находящееся взнаменателе в обозначении типа реле, указывает на максимальнуюуставку тока срабатывания при параллельно соединенных обмотках релетока ЭТ, РТ или максимально возможное напряжение срабатывания реленапряжения ЭН, РН при последовательном соединении обмоток;
в) род тока;
г) номинальный ток вамперах или номинальное напряжение в вольтах, соответствующий току(напряжению), длительно допустимому для данного реле;
д) принципиальная схемареле и шкала уставок, соответствующая току (напряжению)срабатывания, указанному возле каждой уставки.
Шкала реле ЭТ, РТпроградуирована в амперах при последовательно соединенных обмотках.
Шкала реле ЭН, РН проградуирована в вольтах при включении в цепьобмоток только одного добавочного резистора (для реле РН-50напряжение подается на выводы 8; 12).
Схема внутреннихэлектрических соединений реле соответствует виду, приведенному нареле спереди.
Для увеличения шкалы уставок вдвое необходимоустановить перемычки на выводах реле РТ-40 так, как это показаносправа на шкале, а для реле РН-50 необходимо напряжение подвести квыводам 6, 12;
е) год и месяц выпускареле;
ж) номер стандарта.
Если в маркировке реледополнительно указан индекс “Т” например, РH-53/60-T, то онопригодно для работы в условиях тропического климата. Тропическоеисполнение реле отличается от общепромышленного применениемсоответствующих условиям тропического климата материалов, покрытийи отделок.
1.4.Требования к конструкции
1.4.1. По исполнениюконтактов серии реле Э-520 делятся на три группы:
а) ЭТ-521 – с однимзамыкающим контактом;
б) ЭТ-522, ЭН-528 – содним размыкающим контактом;
в) ЭТ-523, ЭН-526 – содним замыкающим и одним размыкающим контактами. В эту группу такжевходят все серии реле РТ и РН (кроме РН-51/М, оно относится вгруппе 1.4.1, а).
Принципиальныеэлектрические схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РНпредставлены на рис.1 и 2.
Рис.1.Схемы внутренних соединений реле
Рис.1. Схемы внутренних соединений реле:
– ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б -ЭТ-522, ЭН-528; в – ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М;г – РТ-40;
д – РН-53, РН-54,РН-53/60Д; е – РТ-40/1Д; ж – РТ-40/Ф; з -РТ-40/Р; и – РН-51/М34, РН-51/М56; к – РН-51/М78
Рис.2.Схемы внутренних соединений
Рис.2. Схемы внутренних соединений:
– реле РНН-57; б – РН-58
ВМ – выпрямительный мост; Ф – фильтр 50 Гц; П – потенциометр; Д1-Д4- стабилитроны
1.4.2. Каждая серия релеимеет свою конструкцию, массу, способ крепления и монтажа ваппаратуре, которые определяются согласно технической документациина данный тип реле.
На рис.3-7 даныгабаритные и установочные размеры основных типов реле.
Рис.3.Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-520
Рис.3. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-520:
– переднее присоединение; б – заднееприсоединение
Рис.4.Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-523/1
Рис.4. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-523/1:
– переднее присоединение; б – заднееприсоединение
Рис.5Габаритные и установочные размеры реле РТ-40, PH-51M, РН-53, РН-54,РН-53/60Д
Рис.5. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40, PH-51M, РН-53,РН-54, РН-53/60Д:
– переднее присоединение; б – заднееприсоединение
Рис.6.Габаритные и установочные размеры реле РТ-40/1Д, РТ-40Ф,РТ-40/Р
Рис.6. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40/1Д, РТ-40/Ф,РТ-40/Р:
– переднее присоединение; б – заднееприсоединение
Рис.7.Габаритные и установочные размеры реле РНН-57, РН-58
Рис.7. Габаритные и установочные размеры реле РНН-57, РН-58:
– переднее присоединение; б – заднееприсоединение
1.4.3. Релеустанавливается на металлической панели толщиной 5 мм. Оно должнобыть надежно закреплено, выводы изолированы от панели. При заднемприсоединении на шпильки реле рекомендуется надевать изолирующиехлорвиниловые трубки.
Ширина отверстий в панели должна быть на 4-5мм больше диаметра шпилек.
При переднем монтаже наметаллической панели под выводы реле должны быть подложеныпрокладки, обеспечивающие зазор между токоведущими частями ипанелью не менее 3 мм.
1.4.4. Состояниеуплотнений внутри реле должно обеспечивать егопыленепроницаемость.
Удаление пыли снаружиреле при его эксплуатации не должно приводить к неправильному егосрабатыванию или к замыканию его токопроводящих частей.
1.4.5. Кожух реле долженбыть опломбирован (для реле, находящихся в эксплуатации) дляисключения доступа к устройствам регулировки реле и его уставкам ине иметь повреждений.
1.4.6. Контакты, деталиреле, покрытия, пайки не должны иметь следов окисления, ржавчины ипрочих дефектов.
1.4.7. Якорь реле долженповорачиваться свободно, без трения, имея поперечный и продольныйзазор в осях в пределах 0,15-0,2 мм. Зазор между плоскостью якоря иполюсами магнитопровода должен быть равномерный, при втянутом якоре- 0,6-0,7 мм.
1.4.8. Упоры должны бытьнадежно зафиксированы и правильно установлены, позволяя пружинамнеподвижных контактов под действием мостика прогибаться не менеечем на 0,5 мм.
1.4.9. Плоскостьспиральной пружины должна быть строго перпендикулярна оси якоря,между витками пружины должен сохраняться равномерный зазор приизменении уставки во всем диапазоне.1.4.10. Указатель уставкидолжен ходить по шкале с некоторым трением и не сдвигатьсясамопроизвольно с заданной уставки.
Реле максимального тока РТ-40, РТ-140 | Чебоксары-Электра
Реле РТ-40 (140) смонтировано в корпусе, состоящем из пластмассового цоколя и кожуха из прозрачного материалаАлюминиевая стойка 23 крепится к пластмассовому цоколю двумя винтами М4. Пластмассовый цоколь имеет восемь зажимов — по четыре с каждой стороны.
На левую сторону (вид спереди) выводятся замыкающие контакты (зажимы 5—7) и размыкающие контакты (зажимы 9—11), на правую сторону цоколя выводятся обмотки каждой катушки: на зажимы 6 10 верхняя обмотка, на зажимы 8—12 нижняя. На алюминиевой стойке с помощью трех винтов МЗ укреплен П-образный сердечник 1.
Для снижения потерь стали, возникающих из-за вихревых токов, сердечник набирается из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга. Отверстия в сердечнике под крепящие винты имеют диаметр несколько больший, чем диаметр винтов, что позволяет перемещать сердечник на 1—1, 2 мм, приближая либо удаляя его от якоря.
На сердечнике располагаются пластмассовые каркасы, заполненные обмоточным проводом.
Спереди на алюминиевой стойке расположена пластмассовая колодка 9, несущая на себе одну пару замыкающих и одну пару размыкающих контактов (см. рис. 9,б ). Колодка имеет возможность перемещаться в горизонтальной плоскости в пределах 2 мм.
Это перемещение позволяет изменять в сравнительно небольших пределах расстояние между контактами, совместный ход (провал) контактов, а также угол подхода подвижного контакта по отношению к неподвижным.
Рис. 9. Конструктивное выполнение реле РТ-40 (РТ-140).
а — конструкция реле РТ-40; б — изоляционная колодка с неподвижными контактами; в ■— регулировочный узел; г — контактный узел; 1 — сердечник; 2 — каркас катушки с обмоткой; 3— якорь; 4— спиральная пружина; 5 — подвижный контакт; 6 — левый упор; 7 — правая пара контактов; 8 — левая пара контактов; 9— изоляционная колодка; 10— пружннодержатель; 11— фасонный вннт; 12 — шестигранная втулка; 13 — шкала уставок; 14 — указатель уставкн; 15 — верхняя полуось; 16 — хвостовик; 17 — фасонная пластинка; 18 — пружинящая шайба; 19— бронзовая пластинка с серебряной полоской; 20 — передний упор; 21 — задний гибкий упор; 22 — гаситель колебаний; 23 — алюминиевая стойка.
Каждый неподвижный контакт вместе с передним и задним упорами представляет собой контактный узел (рис. 9,г), собранный воедино. Неподвижный контакт представляет собой бронзовую пружинящую пластинку 19, на одном из концов которой приварена серебряная полоска длиной 6 и шириной 2,2 мм.
Передний упор 20 необходим для предупреждения раскачивания контактной пластинки при вибрации панели или щита, на котором установлено данное реле. Задний гибкий упор 21 служит для увеличения жесткости контактной пластинки в конце совместного хода подвижного и неподвижных контактов.
При необходимости контактный узел может перемещаться в пазу пластмассовой колодки на расстояние около 1,5 мм. Подвижная система реле опирается на верхнюю полуось 15, нижняя полуось является направляющей. Обе полуоси крепятся стопорными винтами в алюминиевой стойке.
Полуось представляет собой латунный цилиндр высотой 9 и диаметром 3 мм, в который запрессована стальная шпилька диаметром 1 мм. Конец стальной шпильки заправлен на полусферу, боковая поверхность ее отполирована. Якорь 3 подвижной системы представляет собой Г- образную стальную пластинку, укрепленную путем сварки на П-образной скобе.
К верхней части П-образ- ной скобы, являющейся верхним подпятником подвижной системы, приклепан пластмассовый барабанчик 22 с алюминиевой крышкой. Нижняя часть П-образной скобы имеет отверстие под нижнюю полуось и хвостовик 16, к которому припаивается наружный конец спиральной пружины 4.
Пластмассовый барабанчик, наполненный чистым просеянным песком, является гасителем колебаний (вибрации) подвижной системы.
К якорю жестко прикреплена изоляционная фасонная колодочка с подвижными контактами 5 мостиково- го типа. Серебряные мостики свободно поворачиваются вокруг своей оси на угол 5—8°. Угол поворота серебряного мостика определяется упорами, имеющимися на подвижном контакте, и может изменяться посредством отгибания упоров. Осевой люфт мостика составляет 0,1-0,15 мм.
РТ-Х40/ХХ Х4
– РТ-реле тока – Х-наличие цифры 1 обозначает реле в унифицированной оболочке – 40-номер разработки – ХХ-ток максимальной уставки в Амперах 0,2 0,6 2 6 10 20 50 100 200 – Х4-климатическое исполнение(УХЛ,О)и категория (4) по ГОСТ 15543.1-89
Условия эксплуатации РТ 40
Рд 34.35.307 инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий эт, рт, эн, рн
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ И НАЛАДКЕ РЕЛЕ ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ
СЕРИЙ ЭТ, РТ, ЭН, РН
СОЮЗТЕХЭНЕРГО
МОСКВА 1979
Проект инструкции составлен инж. С.А. ПТИЦЫНЫМ
Инструкция предназначена для персонала электростанций, электрических сетей и наладочных организаций, занимающихся обслуживанием, монтажом и наладкой реле максимального (минимального) тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН.
В Инструкции рассматриваются принцип действия реле, их конструкция, приводятся основные технические характеристики различных модификаций, указываются последовательность, объем и методика проверки и регулировки реле.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель начальника
Главтехуправления
К.М. АНТИПОВ
1 февраля 1979 г.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1.1. Реле ЭН-520 должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3699-47; ЭТ-520 – ГОСТ 3698-47; РН – ГОСТ 3699-65; РТ – ГОСТ 3698-65. Отдельные серии или типы реле, поставляемые по соглашению с заказчиком, должны удовлетворять требованиям технических условий, утвержденных на них в установленном порядке (например, реле ЭН-524/М удовлетворяет ТУ ЭОВВ 523.037-57).
1.1.2. В документации на первые серии реле некоторые эксплуатационные и технические характеристики были не оговорены; эти реле должны удовлетворять требованиям последних стандартов.
1.2. Условия эксплуатации
1.2.1. Реле пригодны для работы в стационарных: установках в следующих условиях:
а) при установке на вертикальной плоскости;
б)при установке на высоте до 1000 м над уровнем моря;
в) при температуре окружающего воздуха от -20 до +40 °С в общепромышленном исполнении и от -10 до +45 °С в тропическом исполнении;
г) при относительной влажности воздуха не более 80 в общепромышленном исполнении и не более 95 % в тропическом исполнении.
Реле не пригодны для работы:
а) в условиях вибрации и тряски;
б) во взрывоопасной среде;
в) в среде, насыщенной пылью (мучной, угольной, древесной, абразивной);
г) в среде, насыщенной водяными парами, и в местах, не защищенных от попадания воды;
д) в среде, содержащей активные химические газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию.
1.3. Маркировка
1.3.I. На шкале уставок должны быть отчетливо указаны:
а) товарный знак предприятия-изготовителя;
б) наименование и тип реле.
Число, находящееся в знаменателе в обозначении типа реле, указывает на максимальную уставку тока срабатывания при параллельно соединенных обмотках реле тока ЭТ, РТ или максимально возможное напряжение срабатывания реле напряжения ЭН, РН при последовательном соединении обмоток;
в) род тока;
г) номинальный ток в амперах или номинальное напряжение в вольтах, соответствующий току (напряжению), длительно допустимому для данного реле;
д) принципиальная схема реле и шкала уставок, соответствующая току (напряжению) срабатывания, указанному возле каждой уставки.
Шкала реле ЭТ, РТ проградуирована в амперах при последовательно соединенных обмотках. Шкала реле ЭН, РН проградуирована в вольтах при включении в цепь обмоток только одного добавочного резистора (для реле РН-50 напряжение подается на выводы 8; 12).Схема внутренних электрических соединений реле соответствует виду, приведенному на реле спереди. Для увеличения шкалы уставок вдвое необходимо установить перемычки на выводах реле РТ-40 так, как это показано справа на шкале, а для реле РН-50 необходимо напряжение подвести к выводам 6, 12;
е) год и месяц выпуска реле;
ж) номер стандарта.
Если в маркировке реле дополнительно указан индекс «Т» например, РН-53/60-Т, то оно пригодно для работы в условиях тропического климата. Тропическое исполнение реле отличается от общепромышленного применением соответствующих условиям тропического климата материалов, покрытий и отделок.
1.4. Требования к конструкции
1.4.1. По исполнению контактов серии реле Э-520 делятся на три группы:
а) ЭТ-521 – с одним замыкающим контактом;
б) ЭТ-522, ЭН-528 – с одним размыкающим контактом;
в) ЭТ-523, ЭН-526 – с одним замыкающим и одним размыкающим контактами. В эту группу также входят все серии реле РТ и РН (кроме РН-51/М, оно относится в группе 1.4.1, а).
Принципиальные электрические схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН представлены на рис. 1 и 2.
1.4.2. Каждая серия реле имеет свою конструкцию, массу, способ крепления и монтажа в аппаратуре, которые определяются согласно технической документации на данный тип реле.
На рис. 3 – 7 даны габаритные и установочные размеры основных типов реле.
1.4.3. Реле устанавливается на металлической панели толщиной 5 мм. Оно должно быть надежно закреплено, выводы изолированы от панели. При заднем присоединении на шпильки реле рекомендуется надевать изолирующие хлорвиниловые трубки. Ширина отверстий в панели должна быть на 4 – 5 мм больше диаметра шпилек.
При переднем монтаже на металлической панели под выводы реле должны быть подложены изолирующие прокладки, обеспечивающие зазор между токоведущими частями и панелью не менее 3 мм.
1.4.4. Состояние уплотнений внутри реле должно обеспечивать его пыленепроницаемость.
Удаление пыли снаружи реле при его эксплуатации не должно приводить к неправильному его срабатыванию или к замыканию его токопроводящих частей.
1.4.5. Кожух реле должен быть опломбирован (для реле, находящихся в эксплуатации) для исключения доступа к устройствам регулировки реле и его уставкам и не иметь повреждений.1.4.6. Контакты, детали реле, покрытия, пайки не должны иметь следов окисления, ржавчины и прочих дефектов.
1.4.7. Якорь реле должен поворачиваться свободно, без трения, имея поперечный и продольный зазор в осях в пределах 0,15 – 0,2 мм. Зазор между плоскостью якоря и полюсами магнитопровода должен быть равномерным, при втянутом якоре – 0,6 – 0,7 мм.
Рис. 1. Схемы внутренних соединений реле:
а – ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б – ЭТ-522, ЭН-528; в – ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М; г – РТ-40; д – РН-53, РН-54, РН-53/60Д; е – РТ-40/1Д; ж – РТ-40/Ф; з – РТ-40/Р; и – РН-51/M34, РН-51/М56; к – PН-51/М78
Рис. 2. Схемы внутренних соединений:
а – реле РНН-57; б – РН-58
ВМ – выпрямительный мост; Ф – фильтр 50 Гц; П – потенциометр; Д1 – Д4 – стабилитроны
Рис. 3. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-520:
а – переднее присоединение; б – заднее присоединение
Рис. 4. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-523/1Д:
а – переднее присоединение; б – заднее присоединение
Рис. 5. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40, РН-51M, РН-53, РН-54, РН-53/60Д:
а – переднее присоединение; б – заднее присоединение
Рис. 6. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40/1Д, РТ-40/Ф, РТ-40/Р:
а – переднее присоединение; б – заднее присоединение
Рис. 7. Габаритные и установочные размеры реле РНН-57, РН-58:
а – переднее присоединение; б – заднее присоединение
1.4.8. Упоры должны быть надежно зафиксированы и правильно установлены, позволяя пружинам неподвижных контактов под действием мостика прогибаться не менее чем на 0,5 мм.
1.4.9. Плоскость спиральной пружины должна быть строго перпендикулярна оси якоря, между витками пружины должен сохраняться равномерный зазор при изменении уставки во всем диапазоне.
1.4.10. Указатель уставки должен ходить по шкале с некоторым трением и не сдвигаться самопроизвольно с заданной уставки.
Реле РТ-40, РТ-140
Реле РТ-40 и РТ-140 (далее РТ-40) представляет собой реле переменного тока, основными элементами которого являются:
- П-образный шихтованный магнитопровод
- две катушки (обмотки, размещенные на магнитопроводе)
- Г-образный якорь (вращается на двух полюсах)
- спиральная пружина (благодаря ей якорь удерживается в исходном положении)
- указатель уставки
- шкала уставки
- пластмассовая колодка с подвижным контактным мостиком
- нижняя рамка с неподвижными контактами
- демпфирующий барабан (жестко связан с якорем)
- рамка из алюминиевого сплава
- пластмассовый цоколь
- прозрачный колпак (см. на фото, на схеме условно не показан)
Рис. 1 — Внешний вид реле РТ-40
Принцип действия реле РТ-40, РТ-140
Реле РТ-40 подключается к токовым цепям (вторичные цепи трансформаторов тока).
В нормально режиме через две катушки реле РТ-40 протекают токи незначительной величины, которые создают электромагнитное поле.
При этом, П-образный сердечник, на котором размещаются эти катушки, работает как электромагнит. Этот электромагнит пытается притянуть к себе Г-образный якорь.
С другой стороны Г-образный якорь связан с пружиной, которая стремится сохранить исходное положение якоря за счет своей механической силы.
Если через катушки протекает незначительный ток и, следовательно, электромагнитное поле слабое, то Г-образный якорь остается неподвижным за счет работы пружины.
Если через катушки протекает ток выше определенного значения и сила электромагнитного поля достаточно большая, то Г-образный якорь притягивается к электромагниту. При этом, подвижный контактный мостик замыкает первую пару контактов реле и размыкает вторую.
Далее от указанных контактов и забираются сигналы, участвующие в схемах релейной защиты и автоматики, например, на отключение выключателя, сигнализацию срабатывания (сигналы множатся через промежуточное реле).
Влияние пружины можно изменять за счет изменения указателя уставки (затягивать или ослаблять пружину). Тем самым настраивается значение токов, при которых будет срабатывать реле.Рис.2 — Электрическая схема реле РТ-40 (РТ-140)
Две катушки реле, при необходимости, могут быть соединены последовательно или параллельно, и тем самым можно изменять уставки реле в два раза.
Числа, указанные на шкале, соответствуют последовательному соединению обмоток. А при параллельно — требуется умножать их на два.
Т.к. электромагнит обладает переменной составляющей силы тяги, то для уменьшения дребезга контактов (вибрация подвижной системы) при срабатывании реле предусмотрен специальный барабан.
Он имеет внутри радиальные перегородки и заполнен сухим кварцевым песком.
При ускорении подвижной части реле песчинки приходят в движение, и часть сообщенной якорю энергии тратится на преодоление сил трения между песчинками.
Структура условного обозначения РТ-40
РТ-Х 40/ХХ-Х4
РТ — реле тока
Х — если перед 40 проставлена цифра 1, то это означает, что реле в унифицированной оболочке
40 — номер разработки
ХХ — ток максимальнойой уставки, А (0.2, 0.6, 2, 6, 10, 20, 50, 100, 200)
Х4 — климатическое исполнение (УХЛ, О) и категория размещения (4)
Технические характеристики
Тип | Пределы уставкина ток срабатыванияреле, А | Номинальныйток, А | Потребл. мощность не более*,ВА | ||
соединениекатушек | соединениекатушек | ||||
послед.1 диап. | паралл.2 диап. | послед.1 диап. | паралл.2 диап. | ||
РТ 40/0,2 | 0,05-0,1 | 0,1-0,2 | 0,4 | 1,0 | 0,2 |
РТ 40/0,6 | 0,15-0,3 | 0,3-0,6 | 1,6 | 2,5 | 0,2 |
РТ 40/2 | 0,5 –1,0 | 1,0-2,0 | 2,5 | 6,3 | 0,2 |
РТ 40/6 | 1,5 –3,0 | 3,0-6,0 | 10 | 16 | 0,5 |
РТ 40/10 | 2,5 –5,0 | 5,0-10,0 | 16 | 16 | 0,5 |
РТ 40/20 | 5 ,0 -10,0 | 10,0-20,0 | 16 | 16 | 0,5 |
РТ 40/50 | 12,5-25,0 | 25,0-50,0 | 16 | 16 | 0,8 |
РТ 40/100 | 25,0-50,0 | 50-100 | 16 | 16 | 1,8 |
РТ 40/200 | 50-100 | 100-200 | 16 | 16 | 8 |
РТ 140/0,2 | 0,05-0,1 | 0,1-0,2 | 0,4 | 1,0 | 0,2 |
РТ 140/0,6 | 0,15-0,3 | 0,3-0,6 | 1,6 | 2,5 | 0,2 |
РТ 140/2 | 0,5 –1,0 | 1,0-2,0 | 2,5 | 6,3 | 0,2 |
РТ 140/6 | 1,5 –3,0 | 3,0-6,0 | 10 | 16 | 0,5 |
РТ 140/10 | 2,5 –5,0 | 5,0-10,0 | 16 | 16 | 0,5 |
РТ 140/20 | 5 ,0 -10,0 | 10,0-20,0 | 16 | 16 | 0,5 |
РТ 140/50 | 12,5-25,0 | 25,0-50,0 | 16 | 16 | 0,8 |
РТ 140/100 | 25,0-50,0 | 50-100 | 16 | 16 | 1,8 |
РТ 140/200 | 50-100 | 100-200 | 16 | 16 | 8 |
Примечание: * — Потребляемая мощность реле указана при токе минимальной уставки
Стоимость реле РТ-40
Стоимость реле РТ-40 и РТ-140 в интернет магазинах у крупных поставщиков находится в диапазоне 2000 — 2900 руб.
Каталоги с ценами на реле РТ-40:
- Каталог «Компания ЭТМ»
- Каталог «Реле и Автоматика»
Реле тока максимального и минимального: принцип работы
В любом жилом помещении или промышленном учреждении требуется устанавливать специальные защитные устройства, которые предохраняют от перенагрузок сети и коротких замыканий. Реле тока используется для контроля работы двигателя, трансформаторов и прочих электрических приборов.
Назначение и виды
Реле контроля тока – это устройство, которое реагирует на резкие перепады величины поступающего электрического тока и при необходимости отключает питание определенного потребителя или всей системы электрообеспечения.
Его принцип действия основан на сравнивании внешних электрических сигналов и мгновенном реагировании при их несовпадении с параметрами работы прибора.
Используется для работы генератора, насоса, двигателя автомобиля, станочного оборудования, бытовых приборов и прочего.
Фото — OptiDin ОМ-110
Существуют такие виды приборов постоянного и переменного тока:
- Промежуточные;
- Защитные;
- Измерительные;
- Давления;
- Времени.
Промежуточное устройство или реле максимального тока (РТМ, РСТ 11М, РС-80М, РЭО-401) применяется для размыкания или замыкания цепей определенной электрической сети при достижении определенного значения тока. Чаще всего используется в квартирах или домах с целью повышения защиты бытового оборудования от скачков напряжения и силы тока.
Фото — схема РТЗ – 50
Принцип действия теплового или защитного прибора основан на контроле температуры контактов определенного прибора. Оно используется для защиты приборов от перенагревания. К примеру, если утюг перегреется, то такой датчик автоматически отключит питание и включит его после остывания прибора.
Фото — РСТ-80АВ
Статическое или измерительное реле (РЭВ) помогает замыкать контакты цепи при появлении определенного значения электрического тока. Его главное назначение – это сравнение имеющихся параметров сети и необходимых, а также быстрое реагирование на их изменение.
Реле давления (РПИ-15, 20, РПЖ-1М, FQS-U, FLU и прочие) необходимо для контроля жидкости (воды, масла, нефти), воздуха и т. д. Используется для отключения насоса или прочего оборудования при достижении установленных показателей давления. Часто используются в водопроводных системах и на станциях техобслуживания авто.
Реле выдержки времени (производитель EPL, Danfoss, а также модели РТВ) необходимы для управления и замедления реагирования определенных приборов при обнаружении утечки тока или других неполадках в сети.
Такие приборы релейной защиты применяются как в быту, так и в промышленности. Они препятствуют преждевременному включению аварийного режима, срабатыванию УЗО (оно же дифференциальное реле) и автоматических выключателей.
Схема их установки часто сочетается с принципом включения в сеть защитного оборудования и дифов.
Помимо этого также бывают электромагнитные реле напряжения и тока, механические, твердотельные и т. д.
Твердотельное реле – это однофазное устройство для коммутации больших токов (от 250 А), обеспечивающее гальваническую защиту и изоляцию электрических цепей. Это, в большинстве случаев, электронное оборудование, предназначенное для быстрого и точного реагирования на возникновение проблем в сети. Еще одним преимуществом является то, что такое токовое реле можно сделать своими руками.По конструкции реле классифицируются на механические и электромагнитные, а сейчас уже, как сказано выше, на электронные. Механическое может использоваться в различных условиях работы, для его подключения не требуется сложная схема, оно долговечное и надежное. Но вместе с этим, недостаточно точное. Поэтому сейчас в основном используются его более современные электронные аналоги.
Фото — РТ85
Конструкция и принцип работы
Реле постоянного тока состоит из следующих элементов:
- Электромагнита;
- Контактов;
- Якоря;
- Пружин;
- Отводы для соединения с сетью.
Когда регулятор включается в сеть, катушка начинает получать электрическую энергию. После этого якорь притягивается к металлическому сердечнику и происходит перелет контактов.
Вместе с этим происходит замыкание контактов приборов, подключённых в цепь реле.
При этом если электрический ток не подается (к примеру, при отсутствии электричества) или подается, но неравномерно (в сети наблюдаются скачки), то контакты присоединенных устройств оттягиваются вверх, после чего цепь размыкается.
Фото — чертеж
Действие может варьироваться в зависимости от конструкции и назначения прибора. К примеру, твердотельные реле (ТТР) типа KIPPRIBOR содержат в конструкции дополнительные силовые ключи на симисторах и тиристорах, что повышает их эффективность. Отдельно нужно отметить пропускную способность, ведь есть устройства, рассчитанные на малые токи и большие.
Фото — конструкция
Обзор цен
Купить любое реле для контроля тока можно в специальных электромагазинах. Цена зависит от марки и области использования определенной модели:
Город | Стоимость РТ40, у. е. |
Владивосток | 40 |
Москва | 45 |
Воронеж | 43 |
Ростов-на-Дону | 43 |
Уфа | 40 |
Характеристики реле РТ40, РТ140
Оказавшись в любом старом распредустройстве будь то 0,4, 6 или 10кВ, и открыв релейных отсек, Вы можете увидеть прямоугольник в полосатом оргстекле или черной пластмассе. И на нем будет написано РТ40. Под ним же может быть написано КА1. В общем, этот материал посвящен, знакомому каждому человеку, имеющему отношение к релейной защите, токовому реле РТ40.
Итак, наша рубрика расшифровка. Возьмем например РТ140/6.
- РТ – реле тока
- 1 – выполнено в унифицированной оболочке
- 40 – номер разработки устройства (не ток)
- 6 – максимальная величина тока срабатывания
Что может означать унифицированная оболочка? В ответ на этот вопрос я обратился в интернет. Единственное различие я обнаружил в способе крепления крышки реле к корпусу.
В реле рт140 крепление производится болтом. Не самое удобное, так как, когда откручиваешь крышку, болт с шайбой можно уронить. Но, если руки растут из того места, то проблем возникнуть не должно.
В случае с рт-40 крепление происходит защелками.
Тут единственное обстоятельство, вновь же связанное с кривыми руками, при попытке отсоединить крышку можно нечаянно попасть одним из пальцев под оперток или напряжение, так как дергаются они непроизвольно. Думаю, кое-кто меня да поймет.
Устройство реле РТ40
Для того, чтобы разобраться в принципе работы любого реле, можно, но не обязательно, узнать, из чего же оно состоит. Для этого смотрим на картинку, приведенную ниже и изучаем.
Источником картинки, как и основой для написания статьи является, кроме личного желания и опыта, выпуск №526 Библиотеки электромонтера (Л.С. Жданов, В.В.
Овчинников – Электромагнитные реле тока и напряжения РТ и РН).
На рисунке выше: а – конструкция реле РТ-40; б – изоляционная колодка с неподвижными контактами; в – регулировочный узел; г – контактный узел; 1 – сердечник; 2 – каркас катушки с обмоткой; 3 – якорь; 4 – спиральная пружина; 5 – подвижный контакт; 6 – левый упор; 7 – правая пара контактов; 8 – левая пара контактов; 9 – изоляционная колодка; 10 – пружинодержатель; 11 – фасонный винт; 12 – шестигранная втулка; 13 – шкала уставок; 14 – указатель уставки; 15 – верхняя полуось; 16 – хвостовик; 17 – фасонная пластинка; 18 – пружинящая шайба; 19 – бронзовая пластинка с серебряной полоской; 20 – передний упор; 21 – задний гибкий упор; 22 – гаситель колебаний; 23 – алюминиевая стойка.
Реле состоит из П-образного сердечника, собранного из листов стали. Это сделано для уменьшения паразитных токов.
На сердечник надеты две катушки. Но не медью на сталь, а через пластмассовые каркасы, на которые намотаны эти самые катушки. Начала и концы обмоток катушек выведены на клеммную панель, которая расположена на пластмассовом корпусе.
Г-образный якорь выполнен из стальной пластины. Г-образная форма выбрана для уменьшения величины воздушного зазора при ходе контактов реле из одного положения в другое.
К якорю жестко прикреплена изоляционная колодка, на конце которой расположены подвижные контакты мостикового типа.
Г-образный якорь прикреплен к П-образной скобе. Сверху этой скобы прикреплен пластмассовый барабан с алюминиевой крышкой, заполненный просеянным песком. Данная деталь выступает в качестве гасителя вибрации подвижной системы.
Положение якоря ограничено левым и правым латунными упорами, которые представляют собой шпильки.
По бокам реле выведены контакты реле (открытый и закрытый) и начала и концы обмоток. Если смотреть лицом на реле, то слева будут нечетные (1, 3, 5, 7), справа четные (2, 4, 6, 8) номера. 1 и 3 – открытый контакт, 5 и 7 – закрытый контакт. Четные номера соответствуют выводам катушек. Обмотки можно соединять последовательно и параллельно.
Этим регулируется максимальное значение уставки. Если перемычку установить на клеммы 4,6, то значение шкалы соответствует цифрам, нанесенным на нее. Если же поставить перемычку на 2-4, а вторую перемычку на 6-8, то значение шкалы следует умножать на два. Также стоит отметить, что цифровые обозначения, как на схеме, не нанесены на реле.Принцип работы электромеханического реле РТ40
Немного ознакомившись с составными элементами реле и их назначением, разберемся в принципе работы устройства. Сам принцип можно увидеть на иллюстрации ниже.
В основе работы реле РТ40 лежит электромагнитная система с поперечным якорем. Ток проходит через обмотки реле и создает магнитный поток Ф. Магнитный поток замыкается через сердечник и якорь. Якорь при этом намагничивается. Магнитные полюса якоря и сердечника оказываются направлены в противоположные стороны. В результате возникает сила Fэл, которая притягивает якорь к сердечнику.
Если изменить направление тока на противоположное, то якорь все равно притянется, так как изменятся полюса как сердечника, так и якоря. То есть работа реле не зависит от направления тока и оно может работать как на постоянке так и на переменке.
Мпр – это момент противодействующий, который есть всегда и зависит от степени зажатия пружины. При пропускании тока создается электрический момент притягивающий якорь к сердечнику.
Когда противодействующий и электрический моменты становятся равны, то якорь начинает движение и мостик с контактами двигается от замыкающих контактов к размыкающимся.
То есть регулируя уставку в реле мы изменяем противодействующий момент и тем самым увеличиваем или уменьшаем требуемый ток для срабатывания реле.
Сопротивление реле значительно уступает сопротивлению сети, к которой оно подключено, поэтому рт40 не оказывает существенного влияния на величину тока.
Характеристики реле РТ40
Током срабатывания реле называют наименьший ток, при котором реле сработает.
Током возврата называют наибольший ток, при котором реле вернется в исходное положение.
То есть мы плавно подаем ток от нуля. При срабатывании контактов (это видно визуально, если снять крышку) мы фиксируем ток срабатывания. Затем опускаем ток плавно обратно к нулю и при отпадании реле мы регистрируем ток возврата. Так происходит у реле, которые называют максимальными.
Коэффициентом возврата (kв) называется отношение тока возврата к току срабатывания. Величина kв составляет: на минимальной уставке 0,8, а на остальных уставках не менее 0,85.
Если же реле действует не на увеличение тока, как это рассмотрено выше для максимальных реле, а на уменьшение тока, то эти реле называют минимальными реле.Для минимальных реле нормальным режимом является, когда реле подтянуто. Если ток уменьшается до величины уставки, то реле отпадает – этот ток будет током срабатывания.
При увеличении тока реле вновь подтянется и это значение тока будет током возврата. А kв для минимальных реле будет больше 1.
Другие типы реле РТ-40
Кроме простых реле РТ40 и РТ140 встречались и встречаются следующие типы:
- РТ40/1Д – используется при длительном протекании по реле тока выше номинального тока срабатывания. Для этих целей используется насыщаемый трансформатор, который находится в корпусе реле.Простое реле рт40 с этими функциями не справляется из-за нагрева обмоток, которые не проходят по условиям термической стойкости
- РТ40/Ф – используется в цепях, где необходимо отфильтровать третьи гармоники
- РТ40/Р – данное реле используется в сетях, где применяется уров. Назначение этого трехфазного реле в контроле наличия и отсутствия тока в фазе
Реле РТ40 является каким-то родным, потому что оно распространено и в распредустройствах и на лабораторных стендах учебных заведений. Да и в универе его изучали.
В новых распредах его уже не встретишь, но, так как модернизация не делается за один день, то мы еще долго будем их встречать, налаживать. Вспоминаю одну из первых работ на объекте, так там были электромеханические реле в сборке РТЗО чтоли.
Снимаешь крышку, достаешь бумажку, выставляешь уставку. Хотя возможно это было не рт40, а рп. В общем, всем желаю, чтобы меньше током било!
Сохраните в закладки или поделитесь с друзьями
Последние статьи
Расшифровка маркировок кабелей из СПЭ, БПИ и ПВХ
Чтобы сохранить документ в ворде нажми ctrl+s
Испытание трансформаторного масла на пробой
Самое популярное
Единицы измерения физвеличин